-
-
-
×
Получить доступ к сайту

Это профессиональный сайт для юристов. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и образцы документов в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и получить полный доступ. Это займет всего минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это быстро и бесплатно
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать файл
Зарегистрироваться
-

Андрей Егоров о юридическом образовании

26 января 2018
2191
Средний балл: 0 из 5

Публикуем отрывок из увлекательного интервью Андрея Егорова, которое было опубликовано в №1 журнала «Арбитражная практика для юристов» за 2018 год. Беседовала заместитель главного редактора журнала Елена Зубова.

Полностью читайте беседу о том, зачем нужна реформа законопроектной деятельности, почему мнение ученых следует учитывать в суде и что такое преподавательская деятельность в №1, 2018.

Елена Зубова: Давайте поговорим про образование. Знаю, что Российская школа частного права недавно запустила совместный проект с Высшей школой экономики. Что это за проект? Почему ввязались в это нелегкое дело? Там ведь у Вас студенты совсем не той возрастной категории, к которой Вы в РШЧП привыкли, маленькие совсем.

Андрей Егоров: Почему ввязался? Ну, во-первых, на курсе всего 60 слушателей. Половина из них — победители олимпиад, лучшие люди со всей страны. Это такая подкаста внутри большого университетского курса в 200–300 человек. Лучшие из них — к нам. Очевидно, что заниматься с такими ребятами есть смысл, и я буду тратить на это время. Буду заниматься с теми, кто тянется, читает, думает. У этих ребят шансов прорваться потом куда-то больше, потому что они сумеют даже в отсутствие опыта вытеснить тех, кто в практике, но отстали от прогресса, погрязли в рутине и т. п.

Второе, что привлекло: на частное право нам выделили больше времени, чем во всех остальных вузах. За счет того, что поджали другие дисциплины. Мы уже на первом курсе занимаемся частным правом.

Елена Зубова: Не представляю, как можно что-то понять на первом курсе. Помню себя: про гражданское право стала немножко соображать только к курсу третьему…

Андрей Егоров: Легко! Они понимают. Они ведь пришли уже с уровнем. И потом мы не грузим их тяжелой теорией. Заходим постепенно. Например, обсуждаем общую проблему ТГП на примере гражданского права. У нас больше времени. И это меня подкупает.

Мне интересно то же, что в РШЧП: на сделки курс 40 часов, все подробно. А в обычной магистратуре будет от силы 4–8 часов на то же самое. Если человек — выпускник РШЧП, это не значит, что у него в голове существенно больше, чем у остальных. Просто у него есть привычка глубоко вкапываться. А это гарантия, что если потом он столкнется с какой-то проблемой на практике, то сумеет ее разобрать, потому что знает, где и что смотреть.

За видеообучением будущее

Елена Зубова: Я немного завидую нынешним студентам РШЧП. По сравнению с нашим курсом много интересного и полезного появилось: новые дисциплины, практическая юриспруденция, научно-исследовательские семинары, много книг, выпущенных под грифом Центра опять же.

Андрей Егоров: Да, практическая юриспруденция — хорошая вещь. Мы подтягиваем своих лучших выпускников, чтобы они почитали лекции. Ребятам интересно, они послушают позиции, чем приходится заниматься. Сергей Савельев недавно прочитал, Полина Ломакина и много кто. Ребят ярких много по рынку ходит, работают, много важных задач выполняют. Так что такая обратная связь со Школой — отдача того, что они получили — мне кажется вполне нормальной. А студентам интересно, аудитории на таких лекциях битком.

Мы вообще сейчас в РШЧП развиваем интерактивные способы обучения. Вот, например, первый год тестируем такой способ: я читаю лекцию утром в понедельник, и мы открываем трансляцию в наш филиал в Екатеринбурге. Я в конце курса приеду туда, проведу одно занятие-консультацию и приму экзамен.

Плюс нужно писать учебные пособия. Я курс сделки читаю 15 лет, а учебника до сих пор нет. В голове много всего, практики вагон, а выхлопа нет. Вот я и освобождаю время, как только могу.

А так, со Школой разная форма взаимодействия есть. Можно подключиться к нашим курсам или просто походить послушать на платной основе. На курс по банкротству, например, или на финсделки к Олегу Иванову.

Со временем мы обработаем те видеозаписи, которые есть, — а это большинство курсов. И это позволит преподавателям немного мигрировать. Вообще, считаю, что за видеообучением будущее. Уже столько записей накоплено, где моя позиция есть, что я подумываю о передаче своих курсов молодой смене. Например, курс по обязательственному праву со следующего года будет читать Н. В. Тололаева. А на курс по сделкам я бы с удовольствием привлек А. М. Ширвиндта. Он расскажет другое, не то, что я. И люди посмотрят мои записи. В итоге у них будет в два раза больше знаний.

Я довольно много читал как лектор на разных курсах повышения квалификации, особенно во времена работы в ВАС РФ. Для меня там недостаточно времени для хорошего погружения в проблему, и я сократил свое присутствие в них до минимума.

Вот тема недействительности сделок. Там ведь дается 4 часа, от силы 6. И что за это время рассказать успеешь? Например, вы знаете, как готовить борщ, и для того, чтобы рассказать это, вам нужно 5 минут. Но вам дают не 5 минут, а 30 секунд. Что вы успеете сказать? «Порежьте свеклу, киньте мясо». Все, 30 секунд прошло. То же самое и про недействительность сделок. Это все равно, что про Вселенную рассказать за 4 часа.

Теперь я перехожу на другой формат. Например, тема по оспариванию сделок в видеоформате и на два дня. То же самое про субсидиарную ответственность при банкротстве. Не про все банкротство, а только про нее! Если человеку нужно это, он посмотрит. И это будет актуально и через 2 года, и через 3. Да, за эти 2 года появилась новая практика. Но ее несложно посмотреть, ведь лекторы уже дали основу. Мне нравится углубленная работа по разным аспектам. Кроме того, онлайн-формат позволяет не прилетать в Москву из Новосибирска или Владивостока. А вот если все-таки едешь, то уже после просмотра и к конкретному лектору, и мучаешь его уже готовыми вопросами.

Елена Зубова: Так и воспринимается легче. Ты можешь стоять в пробке в машине, например, и слушать. Совмещать приятное с полезным, так сказать.

Андрей Егоров: Да. Но, с другой стороны, такая подача материала — менее интенсивная. Книжка — если это хорошая книжка, — как правило, содержит очень сконцентрированный материал, там много примеров, через них тяжело продраться, то есть требуется усиленная работа мозга. Видео проще, но дольше по времени. То, что в одной статье написано и можно прочитать за 30 минут, тебе будут рассказывать 4 часа. Это надо понимать.

Поэтому видео — это не то, чтобы круто. Это не от лучшей жизни, что ли… Начинать можно с видео, конечно, но про книги не забывать ни в коем случае. Без этого не удастся расти. Сейчас Центр выпустил книгу по недействительности сделок, исковой давности и представительству, 90% авторов защищались под моим научным руководством. Посмотрите уровень ребят. На подходе такие же книжки по обязательствам, по корпоративному праву и т. п.

Мне и учителя в свое время попались отличные, а сейчас очень нравится та работа, которой занимаюсь. Идеальный вариант — это когда с работы спешишь домой, а из дома — на работу

Вот я завтра буду читать лекцию по исковой давности. Но ни один лектор в стране не успевает на лекции так глубоко вкопаться в вопросы исковой давности по искам о признании, как написано в статье С. Солдатенко, или в вопросы приостановления давности в ходе судебного разбирательства, как К. Савин. Ни один! Сколько я успею завтра рассказать про них. Ну, минут 15 про первое, и минут 5 от силы про второе. Потому что масса других вопросов, которые надо успеть. Поэтому очень хочется достучаться до людей: видеолекции не заменяют книги. Они их только дополняют. Видеолекция позволяет понять, соображает человек или нет. Дальше надо искать его книги.

70 процентов слушателей юрдических лекций — женщины

Елена Зубова: Какая аудитория слушателей легче и интереснее? Вот Вы читаете лекции уже давно и абсолютно разному кругу людей с возрастной и профессиональной точек зрения.

Андрей Егоров: Аудитория всегда одна. 70–75% женщин, остальные — мужчины. Всегда. Жуть. (Смеется.) Был случай, когда я пришел на лекцию, а там 30 женщин сидят, потом смотрю, по списку есть двое мужчин и один пришел. Я думаю: «Ура! Спас!» А так, разная аудитория.

Со всеми интересно. Только есть один нюанс. У студентов реже так бывает, а у практиков бывают люди, которые говорят: «Слушайте, да я практик. Вы тут рассказываете свою теорию, а жизни не знаете». А в жизни, может, чушь происходит. Зачем я буду про это рассказывать? Я рассказываю, как правильно решать казусы, смотреть на разные правовые вопросы.

Вот такие скептические слушатели задают тон для аудитории, опускают авторитет лектора что ли. И тогда приходится время тратить не на то, чтобы что-то рассказать, а на то, чтобы переубедить такого слушателя. Просто не тем занимаешься. Это тяжело, но любой лектор через это проходит. Но в последнее время это редко встречается. Чаще всего народ попадается доброжелательный, люди хотят выкачать из тебя информацию, а не научить чему-то.

Елена Зубова: А может, это «выкачивание» заставляет все время держаться в тонусе? Это же большое преимущество преподавательской деятельности, когда вопросы слушателей позволяют взглянуть на многие вещи с другой стороны.

Андрей Егоров: Любое общение в этом смысле полезно. Если аудитория сидит и молча смотрит на тебя стеклянными глазами, без эмоций — это плохо.

Я недавно ездил в Иркутск, рассказывал студентам про единый объект недвижимости. На лекцию пришли дети по сути. Сидят, смотрят в телефоны, постоянно отвлекаются. Я говорю: «А что вы пришли? Лучше заняться чем-то полезным, если это неинтересно». Как только они поняли, что могут уйти, ушли 70%.

Елена Зубова: Нет обиды на такую реакцию?

Андрей Егоров: Конечно нет! А зачем? Мой абсолютный рекорд — это когда приходилось читать одному человеку. Разные были времена, в том числе тяжелые, кризисные. На программу тогда записалось 3 или 4 человека, а пришел один. Мы с ним посидели-поговорили. После этого уже неважно, сколько слушателей.

Сидят люди, с которыми интересно поговорить. Лучше они пусть сидят. Они и вопросы задают. Я вижу отклик.

Мне нужны интересующиеся глаза. Пусть их будет 10 человек вместо 40. Остальные 30 своей неконструктивной энергией просто отвлекают. Ты пытаешься, конечно, стеночку выстроить, но это тяжело. Насильно учиться никого не заставишь.

Читатать интервью полностью >>

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.