Жалоба на председателя суда

61

Вопрос

Получается, привлечь к ответственности никого нельзя, если на обращение в суд, в том числе, на имя председателя суда, нет ответа в 30-дневный срок? Мне конкретно можно статью, и КУДА подавать жалобу?

1. Не рассмотрены три обращения на имя председателя.

2. Не рассмотрена одна жалоба (на отдел судопроизводства) на имя председателя.

Ответ

Вы питаете чрезмерные иллюзии и идеализируете отечественную систему. По словам генерального прокурора РФ Юрия Чайки от 13.02.2014, в России за последние три года было незаконно задержано или арестовано более 4 600,00 человек. А всего за три последних года (на февраль 2014) к уголовной ответственности неправомерно было привлечено свыше 14 000,00 человек. И это признанная главой надзорного ведомства цифра, а каково положение на самом деле – остается только догадываться или радоваться неведению. А это человеческие жизни, которые безнаказанно были поломаны. А Вы говорите об ответственности за отсутствие ответа на Ваше электронное обращение (жалобу) и, судя по тону, хотите ответственности для председателя суда. Мы не настолько оптимистично настроены относительно результата такого обжалования.

Попытайтесь обжаловать бездействие должностного лица (гл. 25 ГПК РФ) – председателя суда в суд по месту нахождения органа, в котором работает это должностное лицо в судебном порядке. Но, учитывая, что сам председатель будет распределять это дело

Также попытайтесь направить жалобу на бездействие судьи в Квалификационную коллегию судей на имя председателя коллегии судей в областном суде. Данный орган занимается назначением (прием экзамена), увольнением (сложение полномочии), присуждением классных чинов и возложением дисциплинарных взыскании на судей. Находятся Квалификационные коллегии обычно в зданиях соответствующих судов. Не следует жаловаться в Квалификационную коллегию на незаконные решения. Жалоба должна содержать факты нарушении процессуальных норм, недостойного поведения как на судебном процессе (оскорбления, хамство и т.п.), так и за его пределами (в быту, в общественных местах или мероприятиях и т.д.), фальсификацию доказательств и протокола судебного заседания, волокиты и даже нарушения трудовой дисциплины (опоздания, нетрезвое состояние и т.д.).

В ней перечисляются нарушения, допущенные судьей, а также требуется применить в отношении судьи дисциплинарные меры и пересмотреть решение суда. Желательно отправлять такую жалобу заказным письмом с уведомлением. Жалоба должна быть доказательной, т.е. содержать указания на свидетельства факта нарушения. В противном случае Вас могут привлечь к ответственности за клевету на суд.

Чаще всего коллегия оправдывает коллег, в лучшем случае, объявляют выговор. Но после жалобы в Квалификационную коллегию провинившийся судья обычно становятся более лояльные к стороне, обратившейся в Квалификационную коллегию.

Кроме того, жаловаться на судью можно в Администрацию президента или Высший совет юстиции. Но, как правило, подобные жалобы перенаправляются в тот орган, который уполномочен разбирать жалобы на судей, то есть квалификационную коллегию судей.

Президент РФ, являясь Главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (части 1 и 2 ст. 80 Конституции РФ). Выполнение Президентом РФ функции гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, не даёт ему право на вмешательство в деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Реализовывать свою функцию как гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина Президент РФ может только в тех формах, которые предусмотрены Конституцией РФ, федеральными законами. Глава государства не должен подменять собой конкретные государственные органы, действующие в рамках собственных полномочий, и не имеет права заниматься решением вопросов, отнесённых к компетенции других органов. Данное положение подтверждено постановлением КС РФ от 12.02.1993 № 3-П, в котором предусмотрено, что с учётом основополагающих конституционных принципов – о разделении властей, целях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ может действовать только теми методами и только в пределах тех полномочий, которые закреплены за ним в Конституции РФ. Также в соответствии со ст. 120 Конституции РФ, статьями 1 и 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ, статьями 9 и 10 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1, а также ст. 5 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ, суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только закону. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в порядке апелляционного, кассационного либо надзорного судопроизводства, иная процедура «ревизии» судебных актов не допустима (Постановление КС РФ от 25.01.2001 № 1-П). Согласно абз. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 не могут обжаловаться действия (решения), в отношении которых предусмотрен иной порядок обжалования. В ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ прямо указано на то, что установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно ст. 6 Закон № 3132-I

1. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится на основании представления Председателя ВС РФ.

2. Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, которое направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, которое направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

4. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Указанное представление направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

5. Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи ВС РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю ВС РФ.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 4 Закона № 3132-1, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Согласно ст. 128 Конституции РФ судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено два способа (порядка) наделения судей полномочиями в зависимости от уровня суда: Советом Федерации Федерального Собрания РФ (для судей ВС РФ) и Президентом РФ (для всех остальных федеральных судей).

В п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ закреплено полномочие Совета Федерации по назначению судей ВС РФ (гл. 24 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утв. постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ), а в п. «е» ст. 83 Конституции РФ закреплено соответствующее право Президента РФ на представление кандидатур на замещение должности судьи в вышеуказанных судах.

При этом, из содержания Конституции РФ можно сделать вывод о том, что Президент России является верховным охранителем правосудия. Суд в России вершится назначенными Президентом России судьями от имени РФ. Главой же РФ является избранный гражданами России Президент, который по Конституции РФ (ст. ст. 83, 84) обеспечивает должное исполнение законов всеми органами власти, являясь гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому ответственность за действия судей прямо переходит не на самих судей, а на ту власть, которая организовала такое судопроизводство и пытается вести реформирование судебной системы по предложенной Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы».

Как верховный охранитель правосудия Президент России не может бездействовать, когда к нему обращаются граждане с жалобами на судебный произвол. Сегодня уже нельзя, прикрываясь фразами о «независимости судей», «невмешательстве в деятельность суда», уклоняться от сути изложенного в обращениях граждан. Так долго в обществе продолжаться не может. Нужны конкретные действия, направленные, прежде всего, на отстранение от правосудия виновных в судебном произволе либо допускающих халатность при осуществлении правосудия.

Согласно ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

При этом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния (Постановление Самарского областного суда от 17.02.2015 № 4а-149\2015).

Но в Вашем случае речь идет не просто о гос. служащих, а о судьях.

Согласно ст. 16 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Согласно ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1

1. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

4. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВС республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по представлению Генерального прокурора РФ;

в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно ВС республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Для снятия неприкосновенности существует особый порядок и особые основания.

Делопроизводством в районном суде занимается аппарат суда, его представляют гражданские служащие. Как только судья поставил подпись - дальнейшей судьбой документа занимаются лица на гражданской службе. Их, в теории, можно подвести под 5.59 КоАП. В теории.

Судью можно привлечь и к административной, и к уголовной ответственности - но только в порядке, предусмотренном ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1, т.е. с согласия коллегии судей по представлению Генпрокурора РФ.

В порядке ст. 6.2 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 административные функции несет председатель суда и его замы. Остальные судьи занимается отправлением правосудия в рамках соответствующих процессуальных норм. Административные функции исполняют не только председатели судов, но и члены ККС. Однако в ККС жалуются по иным основаниям, чем у Вас.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

4. Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

5. Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

6. Постановление Пленума ВС РФ от 31.05.2007 № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности»

Дарим посетителям сайта 3 дня подписки

Оформите временный доступ к электронному журналу «Арбитражная практика для юристов».

Это бесплатно

Анонсы будущих номеров

    Стать подписчиком


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании


      Самое выгодное предложение

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть видеолекции

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Рассылка




      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Арбитражная практика для юристов» –
      о том, как выиграть спор в арбитражном суде

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Арбитражная практика для юристов».

      
      • Мы в соцсетях

      Входите! Открыто!
      Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль