text
Арбитражная практика

Банк установил привилегии для клиентов. Когда у них может возникнуть налогооблагаемый доход

  • 26 сентября 2014
  • 876

«Ситибанк» смог доказать, что услуги аэропорта, которые он оплатил своим клиентам в обмен на поддержание остатка по счетам, не являются доходом в натуральной форме и не облагаются НДФЛ.

«Ситибанк» установил для вип-клиентов – физических лиц разного рода привилегии, в том числе возможность при определенных условиях получать услуги третьих лиц без дополнительной оплаты. В частности, условия программы банковского обслуживания предусматривали, что клиенты, которые поддерживают среднемесячный баланс по счетам в размере не менее 1,3 млн руб., имеют право воспользоваться услугами бизнес-салонов в аэропортах. Чтобы обеспечить предоставление этой привилегии, банк заключил договор с аэропортом. Аэропорт вел учет пассажиров, посетивших бизнес-салоны, и выставлял банку счета на оплату услуг бизнес-салонов исходя из числа посетителей и определенной договором стоимости каждого посещения. В ходе проверки банка налоговая инспекция пришла к выводу, что у клиентов в такой ситуации возникал доход в натуральной форме в виде оплаты за них банком услуг (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Поскольку банк не производил выплату клиентам доходов в денежной форме, он, по мнению инспекции, должен был сообщить в налоговый орган о возникновении такого дохода (п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ). После этого физические лица получили бы из инспекций уведомления о необходимости подать налоговые декларации, указать в них полученный в натуральной форме доход и уплатить налог (подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ). Поскольку банк уведомления не направлял, инспекция привлекла его к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление документов (штраф составил 17 800 руб., по 50 руб. за каждого из 356 клиентов банка, воспользовавшихся услугами бизнес-салонов в период с 2008 по 2009 годы). Естественно, сама по себе сумма штрафа не была существенной для банка, однако вопрос имел принципиальное значение: позиция налогового органа кардинально изменила бы рынок банковских услуг. Очевидно, что никому из клиентов не хотелось бы платить налог со стоимости привилегий, которые за него оплатил банк. Изначально в акте проверки мотивировка была довольно простой: «Любая оплата третьим лицом услуги за физическое лицо есть доход в натуральной форме в силу прямого указания статьи 211 Налогового кодекса РФ».

Читайте в электронном журнале «Арбитражная практика»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.