text
Арбитражная практика

Обычаи делового оборота – что учесть перед сделкой или подачей иска

  • 4 июня 2018
  • 183

Если возникшая ситуация не урегулирована на законодательном уровне, на нее распространяются обычаи делового оборота. Не все общепринятые правила поведения в соответствии с законом можно считать обычаями. Читайте о признаках обычаев, о примерах и возможности применения этого инструмента.

В бизнесе иногда встречаются ситуации, которые не урегулированы на законодательном уровне. Что делать в этом случае? Какое правило применить, чтобы разрешить возникший спор? Ответ на этот вопрос содержит Гражданский кодекс.

Полезные статьи в журнале «Арбитражная практика для юристов»

Программа учета судебных дел XSUD

Систематизирует информацию по судебным делам, ведет учет исполнительного производства, строит отчеты и помогает организовать работу юристов.

Попробовать бесплатно

Что об обычаях делового оборота говорит закон

ГК РФ регулирует обширный спектр гражданско-правовых отношений, а также содержит специальное правило на тот случай, если возникшая ситуация прямо законом не урегулирована. Это правило закреплено в 5 статье ГК РФ и описывает, как опираться на обычаи делового оборота. 

К обычаям закон относит сложившееся правило поведения, независимо от того, закреплено это правило документально, оговорено устно, или вообще никак не оговорено. Закрепившееся и систематически повторяющееся правило поведения в определенных отношениях – не обязательно в связи с бизнесом, – приравнивается по своей природе к закону. А если, по смыслу норм ГК РФ, это правило является характерным для какой-либо сферы предпринимательской деятельности, оно признается обычаем делового оборота.

Под определение обычаев делового оборота подпадают правила, которые применяют постоянно

Следует провести четкую границу между тем, что такое обычай, который распространен в деловом обороте, и правилом, который предприниматель решил внедрить самостоятельно. Сложившееся правило в бизнесе признается обычаем, если правило оно:

  • применяется в деловой среде;
  • не предусмотрено законом;
  • определено в своем содержании;
  • широко применяется;
  • не противоречит закону, иным правовым актом или договору;
  • не противоречит основным началам гражданского законодательства.

Стоит отметить, что признак «широкое применение» не обязательно означает повсеместное применение правила на всей территории РФ или одного субъекта. Достаточно и того, что обычай будет применяться в течение некоторого времени между двумя сторонами правоотношений.

По гражданскому законодательству только при одновременном соблюдении вышеуказанных признаков обычай признается относящимся к деловому обороту, и это влечет за собой соответствующие права и обязанности.

Как в гражданском праве применяют обычаи делового оборота: примеры и пояснения

Рассмотрим возможности применения обычаев. Этот способ регулировать отношения может помочь сторонам, когда в законе нет прямых указаний, а также  подкрепить позицию в суде.

Обычаи делового оборота применяются к отношениям между сторонами только в том случае, если стороны в договоре прямо не предусмотрели иное. То есть в договоре могут присутствовать условия:

  • о том, что обычаи к правоотношениям сторон не применяются;
  • о том, что определенное действие осуществляется в соответствии с обычаями в данной сфере.

Договором можно урегулировать вопрос применения обычаев к правоотношениям сторон.

Когда суды разрешают споры в сфере делового оборота, они причисляют обычаи к дополнительным аргументам, которыми стороны подчеркивают свои основные доводы. Так происходит, поскольку обычаи зачастую представляют собой субъективное понятие.

Существование обычая должна доказывать та сторона, которая на него ссылается, но итоговое решение всегда остается за судьей. Иными словами, судья сам решает, соответствует ли определенное поведение обычаям, сложившимся в деловом обороте и применяемым в практике постоянно, или нет. А везде, где есть человеческий фактор, может быть несколько мнений, что может повлечь за собой отмену решения суда вышестоящей инстанцией. 

Есть примеры использования обычаев не только в деловом обороте и предпринимательской деятельности, но и в повседневной жизни

Обычаи могут быть работать не только в деловой среде, но и применительно к правоотношениям другого рода.

Например, гражданин приобрел бытовую технику и проверил качество товара. При этом нормативно-правовыми актами порядок такой проверки не закреплен. Покупатель обнаружил недостатки и потребовал соразмерного уменьшения цены. Продавец отказался уменьшать цену, сославшись на несоблюдение правил проверки качества товара. Тогда покупатель обратился в суд и заявил, что проверка качества была осуществлена надлежащим образом, в соответствии с общепринятым правилом поведения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2009 по делу N А13-8196/2008). Это пример того, как обычаи делового оборота применяют в спорах между компаниями и физлицами.

В споре с муниципалитетом предпринимателю удалось подкрепить свои довод ссылкой на обычаи. 09 сентября 2016 года Арбитражный суд Липецкой области удовлетворил его заявление о признании недействительным предписания о демонтаже рекламных конструкций. ИП разместил на фасаде дома материалы, которые власти приняли за рекламные. Сославшись на то, что ИП не получил соответствующего разрешения, ему выдали предписание о демонтаже. Предприниматель оспорил это предписание. Дело дошло до Верховного суда, который пришел к выводу, что признаков рекламы в спорной информации не содержится. Суд в том числе опирался на сложившиеся в РФ обычаи делового оборота (определение ВС РФ от 12.07.2017 № 310-КГ17-8120 по делу № А36-4357/20).

Однако участникам правоотношений не всегда удается доказать наличие в их отношениях возникшего обычая. Так, Омский областной суд 16 мая 2018 заключил, что между сторонами отсутствует обычай, на который ссылалась одна из сторон (решение Омского областного суда от 16.05.2018 по делу № 33-3074/2018).

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.