Обычай делового оборота

399
По очередности применения обычаи делового оборота стоят после законодательства и договоров. Они применяются в случае обнаружения в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соответствующим соглашением сторон.

Когда порядок исполнения обязательства не определен правовой нормой, его можно вывести, опираясь на правовой обычай. Причем если раньше ГК РФ оперировал понятием «обычай делового оборота», то сейчас используется просто термин «обычай». То есть понятие правового обычая стало трактоваться более широко.

Признаки обычаев делового оборота

1. Обычай делового оборота это сложившееся правило поведения

Здесь важен временной момент — то, что данное правило существует в форме стереотипа (ритуала) поведения и ожидается в значительной степени от участников отношений. Например, очередь занимается за крайним в ней, а не с середины и не с начала;

2. Обычай делового оборота это обязательное правило поведения

Момент обязательности означает, что без соблюдения данного правила отношения не возникнут. Вновь прибывший участник очереди не сможет претендовать на место в ней, если не обозначит каким-либо образом своего участия в правоотношениях. Например, заявив о своем месте в очереди устно либо совершив действия, встав в очередь;

3. Правовые обычаи характеризуются многократным и единообразным повторением

Здесь присутствует момент традиционности. То есть стереотип (ритуал) воспроизводится настолько давно и определенным образом, что у участников отношений не возникает споров относительно порядка его осуществления.

Правило поведения при формировании и поддержании очереди сложилось настолько давно, что вряд ли можно назвать конкретную дату зарождения обычая. Если гипотетически взять за анализ только советский период истории России и время образования дефицита товаров народного потребления, то можно будет выявить ориентировочную дату возникновения обычая «советская очередь» — 20-е годы XX века;

5. Правило образовалось в определенной сфере деятельности

Конкретная сфера правоотношений (морские перевозки, ВЭД, договорное право и т. д.). В рассматриваемом примере с очередью — приобретение товаров народного потребления в советской розничной торговле;

6.  Правило не конкретизировано в законодательстве, но подпадает под судебную защиту

Этот момент в примере с очередью вряд ли применим из-за сложности доказывания, однако очередность могла быть защищена в административном порядке. Например, заведующий (продавец) магазином мог «навести порядок» путем исследования доказательств, опроса свидетелей о порядке очередности тех или иных субъектов правоотношений.

Особенности обычаев делового оборота

Обязательное их соответствие положениям законодательства или договора (п. 2 ст. 5 ГК РФ).

Обычаи (наряду с договорами) влияют на поведение участников правоотношения с одной только разницей — обычаи являются нормой права, а договор (сделка) лишь порождает соответствующие права и обязанности обязательства (ст. 153 ГК РФ).

Так, например, ВАС РФ разъяснял, что при отказе от договора путем направления уведомления другой стороне к такому действию применяется положение ст. 165.1 ГК РФ (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора»). Затем Верховный суд подчеркнул, что установившиеся обычаи и практика взаимоотношений сторон могут предопределять требования к таким сообщениям (п.п. 63–65 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).

Классификации обычаев делового оборота

В современной юридической литературе существуют различные классификации правовых обычаев.

В зависимости от территории возникновения и применения различают международные, национальные, региональные и локальные обычаи.

Классификацию правовых обычаев также проводят в зависимости от сферы (отрасли) хозяйственной деятельности на: торговые, финансовые, транспортные, портовые (морские, речные), банковские и иные предпринимательские обычаи. Отраслевое деление обычаев предлагалось еще в дореволюционном правоведении. Так, Г. Ф. Шершеневич делил торговые обычаи по роду направления, среди которых выделялись хлебное дело, книжная торговля и др.

По форме закрепления правовые обычаи делового оборота могут быть писаными и неписаными (не зафиксированными в определенных документах)3. Так, например, обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством РФ (ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Сфера применения обычаев делового оборота

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

В ГК РФ и других нормативных правовых актах наряду с термином «обычай» используются и другие близкие по значению термины («обыкновения», «обычно предъявляемые требования», «практика, установившаяся во взаимных отношениях сторон» и др. (ст.ст. 165.1, 309, 309.2, 314–316 ГК РФ)).

В результате совершенствования гражданского законодательства в 2014–2015 годах расширилась сфера применения обычаев.

Соответствующая терминология используется и в других актах гражданского законодательства. В частности, в Кодексе торгового мореплавания РФ, где говорится о морских обычаях, обычаях делового оборота, обычаях данного порта, обычаях торгового мореплавания.

Сводами систематизированных обычаев международного торгового оборота признаются Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА. Последние редакции данных сводов утверждены в 2010 году.

В части первой Гражданского кодекса ссылка на обычай присутствует непосредственно в ст. 5, содержащей его дефиницию, ст.ст. 19, 165.1, 221. Ссылку на обычай имеют следующие статьи раздела обязательственного права: 309, 311, 312, 314, 316, 368, 406; договорного права — 421, 427, 429, 431, 434, 452.

В целом тенденция понятна — термин обычай делогового оборота или просто «обычай» широко используется в юридической законодательной технике.

Читайте полностью

Обычай делового оборота. Когда ссылка на него поможет в суде

Скоро в журнале «Арбитражная практика для юристов»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании


      Самое выгодное предложение

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть видеолекции

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Арбитражная практика для юристов» –
      о том, как выиграть спор в арбитражном суде

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Арбитражная практика для юристов».

      
      • Мы в соцсетях

      Входите! Открыто!
      Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль