Эксплуатацию аэропортов государством осуществляют в рамках публичного договора

108
Госорганы вправе использовать аэропорты для своих нужд. Какие есть особенности у договоров об эксплуатации аэропорта.

Органы власти имеют право на эксплуатацию оборудования аэропорта и аэронавигационного оборудования в случае необходимости. Порядок эксплуатации аэропортов закреплен в Воздушном кодексе РФ. Выделяют два типа эксплуатации:

  1. Силовые ведомства используют данное оборудование бесплатно. К таковым органам относят, например, Национальную гвардию, Министерство обороны РФ, ФСБ. Оплату за них производит Российская Федерация.
  2. Остальные госорганы используют оборудование аэропортов на коммерческой основе в соответствии с требованиями ст. 69 ВК РФ. Порядок компенсации установлен в постановлении Правительства РФ от 25.01.2013 № 37 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги».

Для эксплуатации аэропорта органы власти заключают договор

Эксплуатацию оборудования аэропорта следует осуществлять на единообразных условиях в отношениях со всеми субъектами. Обязательное условие таких отношений – возмездность.

Так как другие нормативные акты не закрепляют никаких иных требований (приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128), то правила оплаты за использование услуг аэропорта должны определяться по правилам ГК РФ. Это означает, что стороны должны заключить гражданско-правовой договор об использовании аэропорта.

Силовые ведомства осуществляют эксплуатацию оборудования аэропорта на бесплатной основе

Исключением из общего правила эксплуатации аэропортов является случай с силовыми ведомствами. Они имеют право на использование аэронавигационного, аэропортового и иного обслуживания воздушных судов без соответствующей оплаты (ст. 10.2 Федерального закона от 31.06.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», ст. 17 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации»). Однако такое право бесплатного использования не означает, что за эксплуатацию оборудования аэропортов в подобном случае оплата в принципе не предусмотрена. За использование чужого имущества платить необходимо, иначе это нарушение Конституции РФ.

Чтобы компенсировать владельцам аэропортов использование их имущества, за силовые ведомства платит Российская Федерация. Норма, которая устанавливает обязанность государства возмещать такие расходы, присутствует в п. 3 ст. 69 ВК РФ. Порядок компенсации определяют в подзаконных нормативных актах Правительства РФ.

К договору об эксплуатации аэропортов предъявляют особые требования

К договору об использовании аэропорта предъявляют два основных требования:

  1. Договор должен быть публичным. В ч. 1 ст. 426 ГК РФ установлено, что публичный договор – это соглашение, которое должно заключить предприниматель или юридическое лицо в отношении каждого, кто обратится к нему.
  2. Условия договора должны быть едиными для всех участников рынка (ч. 2 ст. 426 ГК РФ). Например, аэропорт предоставляет услуги по аэронавигационному обслуживанию всем заинтересованным субъектам по одной стоимости, в едином порядке. Если аэропорт делает явное преимущество какому-либо участнику рынка, то в этом случае действия представителей аэропорта можно обжаловать в суде.

Если в договоре об использовании аэропорта не указали цену, применяют значения, обычные для данной сферы рынка

Договор об использовании аэропорта должен соответствовать требованиям гражданского права. В частности, в нем необходимо отразить стоимость оказываемых услуг. ГК РФ устанавливает, что стороны соглашения должны определить в документе стоимость сделки.

Если в договоре об эксплуатации аэропорта цену не указали, необходимо применять ч. 3 ст. 424 ГК РФ. Данная статья гласит, что если в договоре не установлена цена товара, то в этом случае исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Читайте об этом

Читайте также

Скоро в журнале «Арбитражная практика для юристов»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании


      Самое выгодное предложение

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть видеолекции

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Арбитражная практика для юристов» –
      о том, как выиграть спор в арбитражном суде

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Арбитражная практика для юристов».

      
      • Мы в соцсетях

      Входите! Открыто!
      Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль