Налоговый мониторинг

698
Налоговый мониторинг позволяет плательщикам получать разъяснения налоговых органов.

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в России была введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг (разд. V.2 НК РФ); практическая реализация данных нововведений начата в 2016 году.

См. также Пропуск налоговой инспекцией срока на взыскание задолженности как возможность ее списания

Цель налогового мониторинга

Для правильной и полной оценки всех преимуществ и недостатков института налогового мониторинга следует учитывать цели, которые преследовал законодатель.

В частности, ещё на подготовительной стадии проекта федерального закона (№ 529630-6) в пояснительной записке было указано: «... суть проекта заключается в том, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения». По мнению авторов законопроекта, «данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов».

Важным преимуществом налогового мониторинга является возможность получения налогоплательщиком, в отношении которого осуществляется налоговый мониторинг, мотивированного мнения касательно правильности уплаты налогов в отдельных неясных для плательщика случаях.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе, в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков и т. д. При этом разъяснения не представляются в отношении просьб о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах (подп. 2 п. 30 Регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков).

Таким образом, налоговый мониторинг представляет отдельным налогоплательщикам эксклюзивную возможность получать разъяснения компетентных органов по частным вопросам исчисления и уплаты налогов.

Недостатки налогового мониторинга

В то же время, несмотря на приведенные достоинства данного института, мотивированное мнение налогового органа имеет и определенные недостатки. В частности, п. 7 ст. 105.30 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика исполнять адресованное ему мотивированное мнение. Последствием неисполнения такого мнения может быть проведение налоговым органом выездной проверки в отношении налогоплательщика в соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ.

Важно отметить, что налоговый мониторинг ограничивает возможность налоговых органов проводить выездные налоговые проверки. Так, налоговым органам запрещено проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых возложена на налогоплательщика в соответствии с НК РФ (п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Данное положение представляется существенным преимуществом налогового мониторинга, фактически вводящим иммунитет соответствующих налогоплательщиков от налоговых проверок, которые представляют собой серьезное испытание для любого бизнеса.

Между тем данный иммунитет не является абсолютным — закон предусматривает ряд исключений из данного правила (подп. 1–4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ). В частности, это касается следующих ситуаций:

  1. проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  2. досрочное прекращение налогового мониторинга;
  3. невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

Тем не менее, осуществление налогового мониторинга влечет и ряд негативных моментов для налогоплательщика. Так, налоговый орган получает широкий доступ к налоговым и бухгалтерским документам подконтрольного налогоплательщика.

Статья 105.27 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга представлять в налоговый орган регламент информационного взаимодействия. Данный документ фактически представляет налоговому органу полный доступ в режиме реального времени ко всей бухгалтерской и налоговой документации «подопечного». В частности, регламент должен содержать в себе описание порядка доступа к информационным системам организации, в которых содержатся документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, для компаний, которые уверены в достоверности и корректности своей налоговой отчетности, институт налогового мониторинга принесет скорее преимущества, нежели недостатки.

Читайте об этом

Читайте также

Анонсы будущих номеров

    Стать подписчиком


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Академия юриста компании


      Самое выгодное предложение

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть видеолекции

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Рассылка




      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Арбитражная практика для юристов» –
      о том, как выиграть спор в арбитражном суде

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Арбитражная практика для юристов».

      
      • Мы в соцсетях

      Входите! Открыто!
      Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль