text
Арбитражная практика

Особенности защиты общеизвестных товарных знаков

  • 11 февраля 2016
  • 592

Одним из направлений в сфере защиты средств индивидуализации компании является охрана общеизвестных товарных знаков.

См. также О досудебном порядке в интеллектуальных спорах

Охрана общеизвестного товарного знака в российском праве

Что такое общеизвестный товарный знак? Если есть некий символ, который приобрёл у потребителей популярность и прочно ассоциируется с товарами и услугами конкретного предпринимателя, у предпринимателя появляется возможность зарегистрировать указанный символ не просто как свой товарный знак, а как общеизвестный.

Преимущества такого знака перед обычным состоят в том, что он на законных основаниях охраняем не только от использования другими субъектами в отношении однородных товаров, но и в отношении неоднородных. Здесь начинает работать примерно та же схема, что в западной практике по поводу снижения различительной способности бренда и возникновения ассоциаций с ним у потребителей. Но особым образом сформулированы положения, касающиеся общеизвестных товарных знаков, согласно ст. 1508 ГК, и российское право предполагает, что соответствующий знак нуждается в регистрации в качестве общеизвестного. В настоящий момент в реестре общеизвестных знаков содержится не более 200 товарных знаков. Они действительно охраняются в отношении абсолютно всех классов товаров, но их количество сравнительно невелико.

Судьба общеизвестного товарного знака при нарушении правил регистрации

Однако если символ не зарегистрирован «Роспатентом» качестве общеизвестного товарного знака, то юридически он общеизвестным не признаётся. И в этом случае к нему применимы общие правила охраны исключительных прав на товарные знаки. В том числе, по российскому законодательству одним из квалифицирующих признаков нарушения исключительных прав на товарные знаки является применение сходных обозначений к однородным товарам и услугам (ст. 1484 ГК), но в случае использования близких обозначений применительно к неоднородным товарам и услугам смешения не усматривается.

То есть может возникнуть коллизия, когда другой субъект зарегистрирует популярный знак на себя в отношении неоднородных товаров или хотя бы будет использовать применительно к ним - на практике не редки ситуации, когда товарный знак зарегистрирован как обычный товарный знак, не внесён в реестр общеизвестных знаков, но при этом имеет широкую известность среди потребителей. И возникает вопрос: может ли в подобной ситуации первый правообладатель рассчитывать на защиту своих интересов? По складывающейся в российском судопроизводстве практике решения в подобных случаях носят, скорее, неполный характер, правообладатель может добиться запрета на дальнейшее использование знака другим субъектом, но не возмещения понесённых в сложившейся ситуации убытков.

По материалам видеолекции

Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.