text
Арбитражная практика

Примеры зарубежной практики в отношении споров о товарных знаках при неоднородности товаров

  • 1 февраля 2016
  • 914

Одна из тенденций западных правовых систем в сфере защиты исключительных прав на товарные знаки — недопущение «размывания», ослабления различительной способности товарного знака.

См. также О досудебном порядке в интеллектуальных спорах

Примеры из практики США

Например, в США в самом законе о товарных знаках указано, что для квалифицирования нарушения исключительного права на товарный знак достаточно, чтобы он использовался в коммерческой сфере, и потребители вводились в заблуждение. При этом существует особый акт о недопустимости ослабления различительной способности товарного знака, так называемый anti-dilution act. В соответствии с ним выделяются два специфических состава нарушения.

Первый - это «размывание» товарного знака, когда известный товарный знак, популярный у потребителей и имеющий определенную репутацию, используется другим субъектом, в том числе, в отношении неоднородных товаров, но это вызывает у потребителя ассоциации. Даже не требуется введение потребителя в заблуждение, достаточно лишь, чтобы возникли ассоциации с известным брендом.

Второй состав - так называемый tarnishment, когда сходная с известным знаком символика используется применительно к товарам низкого качества или товарам с какой-то особой репутацией — к примеру, интим-товарам, алкоголю и т. п. В Америке большую огласку получило дело между известной компания «Victoria’s Secret» и владельцем магазина интим-товаров «Victor’s Little Secret». «Victoria’s Secret» настаивали, что сходное именование магазина вызывает ассоциации с их известным брендом. Суд отметил: хотя потребители в данной ситуации вряд ли будут введены в заблуждение и отправятся в интим-магазин за товарами «Victoria’s Secret», тем не менее, присутствует ослабление различительной способности товарного знака, и вынес решение в пользу истца.

Примеры из германской практики

В немецкой системе о товарных знаках и иных обозначениях есть несколько составов нарушений. Во-первых, как нарушение квалифицируется использование тождественного с чужим товарным знаком обозначения применительно к идентичным товарам. Во-вторых, также нельзя использовать тождественные или сходные до степени смешения товарные знаки применительно к идентичным или сходным, однородным товарам, если это вводит потребителей в заблуждение. И в-третьих, нарушением считается употребление некоего товарного знака, в том числе, и в отношении неоднородных товаров, если при этом у потребителей возникают ассоциации со сходной известной символикой.

Так, некая компания, проводя акцию по распродаже мебели, применила слоган и логотип, зарегистрированные в качестве товарного знака известного телешоу. Очевидно, что между мебелью и организацией телешоу, телебизнесом нет никаких параллелей, позволивших бы  соотнести их как однородные товары или услуги. И хотя традиционного состава нарушения здесь не наблюдалось, немецкий суд постановил, что есть угроза утраты известным брендом различительной способности, так как у потребителей, с высокой вероятностью, возникли соответствующие ассоциации.

Анализируя эти и другие примеры зарубежной практики, можно отметить, что правообладатели неодобрительно относятся к совпадениям названий их брендов с названиями чужих товаров и услуг, пусть и неоднородных. И опыт показывает, что власти настроены скорее на поддержку такого отношения правообладателей.

Подготовлено по материалам видеолекции

Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.