ФАС о размещении рекламы в соцсетях

952
Рекламная деятельность в соцсетях сопряжена со множеством ограничений. Владельцы страниц могут быть привлечены к ответственности за нарушения в области защиты интеллектуальной собственности, охраны персональных данных, соблюдения прав потребителей.

Что такое реклама

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» относит к рекламе распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объектом информирования могут быть товар, работа, услуга или мероприятие. Однако не любое сообщение о товаре будет считаться рекламой. Например, из-под действия названного Закона прямо выведены справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

По мнению ФАС России, надзорного органа в сфере рекламы, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на их страницах в социальных сетях, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования (письмо от 28.08.2015 № АК/45828/15).

Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т. п.

Оосбенности размещения рекламы в соцсетях

Таким образом, если компания размещает на своей странице в соцсети информацию о реализуемых товарах или оказываемых услугах, такая информация, по мнению ФАС России, не будет подпадать под жесткое регулирование законодательства о рекламе. Исключением может стать информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров, например, когда такая информация представлена в виде всплывающего баннера.

Следует отметить, что толкование термина «реклама», приведенное надзорным органом, далеко не бесспорно и однозначно. При определении признаков рекламы суды обращают внимание в первую очередь на ее способность закрепить образ объекта рекламирования в памяти потребителя.

Из практики. Информация об автошколе «Форсаж», размещенная на ее странице ВКонтакте совместно с изображением актера Вин Дизеля, была признана судом рекламной (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу № А26-7219/2014). При этом антимонопольная служба до этого отказала заявителю в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе.

Суд отметил, что актер является одним из главных героев одноименного кинофильма «Форсаж», «содержащего сцены с участием опытных гонщиков», и размещение его изображения на странице в соцсети одновременно с информацией о деятельности автошколы стимулирует интерес к ней. Кроме того, это способствует продвижению услуг автошколы на рынке и формированию положительного к ней отношения.

Реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров. Представим себе ситуацию, когда информация, размещенная в соцсети, относится к алкогольным напиткам. Как известно, с 23 июля 2012 года в России действует полный запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в сети «Интернет». Однако ФАС России указала, что не подпадает под понятие рекламы сайт производителя или продавца алкогольной продукции или его страница в соцсети, на которых, в том числе, будет приведен ассортимент производимых или реализуемых им товаров (письмо от 13.09.2012 № АК/29977). Из письма ФАС: «Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т. п.» (п. 1 письма ФАС России от 13.09.2012 № АК/29977).

Из практики. Тем не менее, это не помешало суду и антимонопольному органу признать рекламой размещение в сети «Интернет» информации о наименовании, вкусовых свойствах и цене пива (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу № А53-18888/2013). При этом на дату размещения рекламы установленный п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона № 38-ФЗ запрет отсутствовал. А на момент проверки Управлением Роскомнадзора спорная реклама находилась в архиве новостей.

Несмотря на довольно либеральный подход ФАС России к определению рекламы применительно к сайтам и страницам товаропроизводителей и продавцов, рекламодателям стоит быть начеку и указывать, что информация, размещенная на странице в социальной сети, служит информированию посетителей об ассортименте реализуемой продукции и не является рекламой. В каждом отдельном случае следует определить, привлекает ли конкретная информация (например, изображение или слоган, сопутствующие товару) внимание к странице магазина в соцсети, побуждает ли она интерес к магазину, способствует ли продвижению его товаров и услуг на рынке.

Читайте об этом

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании


Самое выгодное предложение

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть видеолекции

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Арбитражная практика для юристов» –
о том, как выиграть спор в арбитражном суде

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Арбитражная практика для юристов».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль