Российская практика разрешения споров о товарных знаках при неоднородности товаров

408
Может ли владелец известного бренда, не отмеченного в реестре общеизвестных товарных знаков, защитить исключительные права, когда другой субъект намерен зарегистрировать сходное с товарным знаком первого обозначение применительно к другим классам товаров?

В западных правопорядках очевидна тенденция расценивать регистрацию похожих знаков для разных типов товаров и услуг как «размывание бренда» - фактор, отрицательно влияющий на судьбу брендов. Российский подход не рассматривает этот тип ситуаций столь же однозначно. 

Недобросовестная конкуренция и судебная практика

В судебной практике - начиная ещё с Высшего Арбитражного суда, сейчас тенденцию поддерживают в суде по интеллектуальным правам, - активно реализуется идея квалифицировать подобные действия другого субъекта как злоупотребление правом, как пример недобросовестной конкуренции. Так, несколько лет назад рассматривался спор о товарном знаке «Vacheron Constantin». Российский предприниматель зарегистрировал на себя данное известное обозначение швейцарской компании-производителя часов, но зарегистрировал как товарный знак для одежды. Процесс получился долгий, сперва суды нижестоящих инстанций говорили о том, что в такой ситуации нет нарушений, нет основания для признания регистрации товарного знака недействительной. Однако позже Высший Арбитражный суд заявил, что в указанных обстоятельствах российский предприниматель действовал в целях паразитирования на репутации известного бренда, что недопустимо и является недобросовестной конкуренцией, и поэтому в данной ситуации речь идет о злоупотреблении правом.

В практике суда по интеллектуальным правам в 2014 г. рассматривалось дело по поводу товарного знака «Zegna». «Zegna» - известный итальянский модный бренд. Другая компания зарегистрировала этот знак для своих товаров (товары 10-го и 34-го классов по МКТУ, было получено свидетельство РФ № 477745). В итоге суд по интеллектуальным правам вынес решение прекратить охрану знака: «... установлено, что действия правообладателя... являются актом недобросовестной конкуренции, а также содержат признаки злоупотребления правом».

Перспективы дела

Как правило, нарушители обращаются к популярным знакам с изначально высоким отличительным свойством — скажем, «Zegna». Очевидно: это не просто произвольно выбранное звукосочетание, вдруг совпавшее с разрекламированным товарным знаком. Скорее всего, нарушитель сознательно поступал недобросовестно, и его действия расходятся с назначением исключительных прав на товарные знаки, состоящим в индивидуализации собственного товара, в стимулировании добросовестной конкуренции, в рыночной транспарентности. Фактически, из практики подобных дел был сформулирован состав данного правонарушения: регистрация применительно к неоднородным товарам сходного с известным знака с целью паразитирования на репутации популярного бренда, недобросовестная конкуренция. Суды пресекают подобные действия. Но при этом пока не идёт речи о компенсации — ситуация не подпадает под традиционный состав нарушения исключительного права. То есть в настоящий момент нарушенные имущественные права восстанавливаются не в полной мере, тем более, что разговор не шёл о судьбе малоизвестных брендов вследствие появления сходных с ними знаков для неоднородных товаров.

По материалам видеолекции 

Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании


Самое выгодное предложение

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть видеолекции

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Тизприбор заключил мировое соглашение с Вымпелком. А на кого ставили Вы в этом споре?

  • Вымпелком, т.к. резкое изменение курса валюты — это существенное изменение обстоятельств 27.08%
  • Тизприбор, т.к. такое изменение курса — это предпринимательский риск 35.42%
  • С самого начала было понятно, что договорятся 8.33%
  • О чем вы??? 29.17%
результаты

Рассылка



© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Арбитражная практика для юристов» –
о том, как выиграть спор в арбитражном суде

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Арбитражная практика для юристов».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль