Четыре версии рождения

168

Мы обещали продолжить примеры тех туманностей, тех случаев недосказанности, из которых состоит биография Габриэля Феликсовича. Пожалуйста.

Первая неясность связана с… его рождением. С временем все однозначно — 1 января 1863 г. (все даты приводятся по старому стилю — юлианскому календарю), а вот с местом — не вполне понятно. В. А. Краснокутский и М. Я. Пергамент — самые первые посмертные биографы профессора — называют Херсонскую губернию; это же место сообщил сам Габриэль Феликсович в автобиографической справке1; о ней же упоминается в информационном сообщении о магистерском диспуте Шершеневича2. Отсутствие любых уточнений относительно конкретного населенного пункта позволяет понять только то, что в сообщениях о Херсонской губернии не имеется в виду сам центр этой губернии (г. Херсон). Очевидно, что именно на эти сообщения опирается и ряд современных публикаторов3. Р. А. Циунчук и М. Ю. Челышев, напротив, называют самый город Херсон. О. Ю. Шилохвост считает местом рождения Шершеневича село Антоновка Чигиринского уезда Киевской губернии4 — предположение, также не лишенное правдоподобия, поскольку в этом селе будущий отец русской цивилистики был крещен. Наконец, имеется и четвертый вариант — город Казань, за который выступают Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, аноним из «Исторического вестника», а вслед за ними и статья в «Википедии».

Итак, четыре варианта: (1) Херсонская губерния; (2) город Херсон; (3) село Антоновка Чигиринского уезда Киевской губернии; (4) город Казань. Какой предпочесть? Рассмотрим по порядку каждый из них, причем начать оказывается удобным, как это нередко бывает, с конца. С самой неправдоподобной версии.

а) Казанская версия. Действительно, думается, что версию «казанскую» можно смело отмести. Если бы все было так просто — не появилось бы никаких свидетельств ни о Херсоне, ни о Херсонской губернии. И уж тем более — о селе Антоновка. Ну с какой, спрашивается, стати, младенца, родившегося в Казани, тащить за 1700 км в никому не известную Антоновку Киевской губернии, чтобы там только лишь… окрестить его? Да и какими, интересно, путями в 1863 г. могли довезти грудничка из Казани в эту самую Антоновку? Железных дорог тогда не было ни там, ни там, водного сообщения тоже. Грунтовые же дороги становятся проходимыми для подвод не ранее середины мая. К 3 августа — а именно в этот день состоялось крещение — в принципе можно успеть (если считать, что подвода делает по 40 км в день). Но ведь потом еще и назад надо доехать — а тут до осенней распутицы уже рукой подать. Неужто застревать в пути до тех пор, пока дороги морозом не схватит и снегом не засыплет? Но в дороге нужно, как минимум, чем-то питаться и где-то останавливаться — за все это (и многое другое, что всегда сопутствует паломничеству) нужно платить — где взять такие деньги и, главное, ради чего? Ради католического костела? Да неужто не нашлось ничего поближе — в той же Казани, например?

В общем, с какой стороны ни посмотри — ерунда получается. Казанская версия свидетельствует, пожалуй, только о том, что (а) приезд Шершеневича в этот город имел место в совсем юном, детском возрасте, о том, что (б) его проживание в Казани было достаточно длительным, ну и, конечно, о том, что (в) именно на этот — казанский — период его жизни пришлось становление нашего героя как ученого-правоведа. Последние два обстоятельства стали причиной того, что и среди современников, и у нас (последнее, впрочем, неудивительно) профессор имел непоколебимую репутацию представителя именно казанской юридической школы. Словом, откуда взялась Казань, если родился не в Казани — понятно, но вот наоборот (при чем здесь Херсон, если родился в Казани) — понять нельзя.

б) Антоновская версия. Теперь посмотрим на село Антоновка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне — Чигиринского района Черкасской области Республики Украина). Чем эта версия хороша — так это тем, что она единственная, к которой имеется документальное подтверждение: запись о крещении, выполненная ксендзом местного костела. Не вызывает сомнения, что 3 августа 1863 г. малолетний Гаврила Шершеневич находился именно в этом селе. Но дата крещения — это ведь не дата рождения. Тем более что в качестве последней 3 августа никто не называет — только 1 января 1863 г. Здесь и начинаются вопросы, первый из которых следующий: а почему же крещение так далеко отстояло от рождения? Всякое, конечно, на Руси бывало, но так, чтобы младенец, появившийся на свет в семье польского дворянина, само собой разумеется — римско-католического вероисповедания5, да еще и в селе с костелом, попал в этот самый костел только через 7 месяцев после рождения — это исключительный случай. Скорее уж, все было наоборот: младенец родился в каком-то другом месте, где католического храма не имелось. Затем, странно, что о селе Антоновка как месте рождения нашего героя не упомянул ни один из его современников; О. Ю. Шилохвост — по сути первый и единственный сторонник этой версии. Наконец, как и в случае с казанской гипотезой остается непонятным, откуда в таком случае взялись Херсон и Херсонская губерния. Думается, что и версию «антоновскую» тоже можно исключить.

в) Херсонская городская версия. Город Херсон. Версия правдоподобная, но тоже не без недостатков. Во-первых, ей нет ни одного документального подтверждения и, судя по всему (тому, например, что происходило в городе в 1860-е гг., а также тому, что с ним стало в ходе гражданской и Великой Отечественной войн) уже никогда не появится. Во-вторых, подобно версии антоновской, собственно Херсон в качестве места рождения Шершеневича не называет никто из современников. В-третьих, опять-таки непонятно, в связи с чем младенец, родившийся в Херсоне — городе, совершенно точно располагавшем своим собственным римско-католическим храмом — не был окрещен там, ну и, в-четвертых, как же он через семь месяцев после рождения попал в село Антоновка Чигиринского уезда Киевской губернии. Это хотя и не 1700 с гаком км от Казани, но почти две трети пути до Киева, причем пути кружного, далеко не оптимального. Примерно 380 км в один конец — дилижансом не проехать, только подводы. А подводы — это… (см. выше, про Казанскую версию).Можно, конечно, доплыть по Днепру, но это по километражу еще больше, да и идти к тому же надо будет вверх, т.е. против течения — быстрее уж точно не получится.

Нужно сказать, в отличии от версии антоновской, в рассматриваемой — херсонской городской — версии имеются факты не только «против», но и «за» нее. Вернее, факты, объясняющие в-третьих и в-четвертых. Дело в том, что отец мальчика — Феликс Григорьевич Шершеневич — был военнослужащим, к 1863 г. (т. е. к 49 годам) дослужившимся до звания полковника, в то время соответствовавшее чину 6-го класса — коллежскому советнику. Судя по тому что за 9 лет до этого (26 ноября 1854 г.) он был награжден орденом Св. Георгия (т.е. Георгиевским крестом) IV степени (№ 9390), полковником он был настоящим, как сейчас говорят, боевым, т.е. служил во вполне действующих войсковых частях, принимавших участие в самых настоящих баталиях, а принимая во внимание, что 1854 г. — это второй год Крымской войны, можно даже догадаться, в каких6. Подобные части останавливались и расквартировывались в губернских и уездных городах, но уж никак не в деревнях и селах; ну а военное (фортификационное) происхождение Херсона еще сильнее повышает и без того высокую вероятность подобного расквартирования. Во всяком случае представить себе бравого полковника, Георгиевского кавалера на улице пусть и убогого, но все-таки губернского города Херсона гораздо легче, чем в каком бы то ни было богом забытом местечке (типа той же Антоновки), если только не было у Шершеневичей в нем чего-то особенного (имения, например, или каких родственников). Точно так же весьма легко представить себе перемещение полковника вместе с семьей к новому месту службы — подготовкой к такому перемещению вполне объясняется задержка в крещении младенца, а самим перемещением — путешествие с ним на руках за три-девять земель, и, соответственно, крещение, состоявшееся в Антоновке — вероятно, первом встреченном селе с католическим костелом.

Так что же — получается, что Херсон? И да, и нет. «Нет», прежде всего потому, что никаких сведений о пресловутом «новом назначении» Феликса Григорьевича у меня нет, а это значит, что объяснение этим назначением факта переезда принадлежит к разряду «если бы я писал художественное произведение, я бы…», т.е. носит не более чем предположительный характер. К тому же я не могу также даже приблизительно указать место этого самого гипотетического нового назначения. Если допустить, что нашего боевого полковника действительно перемещали из Херсона под Киев, то выходит, что перемещали куда-то поближе к… подавляемому Польскому восстанию? Зачем (если принять во внимание польские корни этого полковника)? Гораздо более правдоподобным выглядело бы его перемещение в сторону противоположную, но уж никак не на рожон событий, к которым он явно никак не мог остаться равнодушным.

г) Херсонская губернская версия. Это — самая неопределенная и самая… перспективная версия. Неопределенная потому, что губерния-то была чрезвычайно крупной — включала в себя территории современных Херсонской, Николаевской, Кировоградской и части Одесской областей. Прямо в ее пользу говорит, пожалуй, только указание самого Шершеневича (которое само по себе нельзя, однако, считать безусловным доказательством — к небольшому искажению анкетных данных могли побудить самые разные причины) и самое широкое признание его современниками. Но где же искать? Как ни странно, но в этом случае неопределенность версии играет ей на руку: ознакомившись с картами этой самой губернии, можно обнаружить, что самый северный ее уезд — Александрийский — примыкал к южной части губернии… Киевской. Тот, кто внимательно прочел предыдущий наш текст, легко и без всякой карты догадается, к какому же именно ее уезду — конечно, к Чигиринскому! Стало быть, если отрешиться от «военной» аргументации, приведенной в пользу предыдущей версии, то вариант с Херсонской губернией также оказывается вполне правдоподобным: на момент рождения Гаврилы Феликсовича семейство Шершеневичей проживало в каком-то из местечек Александрийского уезда Херсонской губернии, где, собственно, и произошло само рождение. Окрестить младенца в римско-католическую веру было негде за отсутствием в месте рождения католического храма. Понятно, что первым путешествием со вполне окрепшим младенцем на руках стало паломничество семьи к ближайшему костелу села Антоновка Чигиринского уезда соседней (Киевской) губернии. Если эти рассуждения верны, то значит, корни Шершеневичей надо искать где-то неподалеку от современной Александрии (укр. — Олександрiя) — районного центра современной Кировоградской области.

В Алфавитном списке землевладельцев Александрийского уезда Херсонской губернии по состоянию на 1896 г. (наверняка покажется, что совершенно неожиданно, а я думаю, что нет — абсолютно закономерно) я нашел, среди прочих лиц, некую «Шершеневич Ольгу Орестовну, дворянку»7. По ознакомлении с подлинным «бумажным» изданием этого Списка я обнаружил, что в нем (под номером 870) действительно значится некая «Шершеневич Ольга Орестовна, жена двор.[янина], Федоровка и р. Боковенька, Братолюбовская вол., 3», как владеющая 600 саженями земли. В каких именно отношениях (родства или свойства) находилась эта особа с отцом будущего профессора Феликсом Григорьевичем — была ли она его двоюродной сестрой, женой кого-то из его дядей или двоюродных братьев или же (что мне кажется наиболее вероятным) теткой, т.е. сестрой его отца (который в таком случае должен именоваться Григорием Орестовичем) и, соответственно, двоюродной бабушкой Габриэля Феликсовича — этого я установить не смог, но в том, что находилась — у меня нет сомнений. Таких совпадений просто не бывает. Значит, Феликс Григорьевич со всем семейством действительно мог проживать в чем-то, похожем на поместье (имение) Шершеневичей — имении, по смерти общего предка отошедшем родственнице по боковой линии. Вот и объяснение того, как полковник действующей армии оказался проживающим в херсонском захолустье.

<< Предыдущая глава Следующая глава >>

1См.: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского Университета (1804 — 1904) / под ред. Н. П. Загоскина. Ч. 2. Факультеты юридический и медицинский, преподаватели искусств и добавления справочного характера. Казань, 1904. С. 86.
2«Из curriculum vitae магистранта видно, что он родился в 1863 году, в Херсонской губернии…» (Журн. гр. и угол. права. 1888. Кн. 9, раздел «Заметки». С. 28).
3См., например: http://studentu-vuza.ru/dokladyi/istoricheskaya-lichnost/gabriel-feliksovich-shershenevich.html (А. Н. Медушевский) или http://civil-club.ksu.ru/history/shershenevich.htm.
4Шилохвост О. Ю. Русские цивилисты: середина XVIII — начало ХХ в.: Краткий биографический словарь. М., 2005. С. 160.
5Впрочем, А. Босяцки пишет, что польские авторы причисляют семью Шершеневичей к евангелическому вероисповеданию (Bosiacki A. Op.cit. P. 163).
6Опять-таки, А. Босяцки, ссылаясь на польского энциклопедиста, сообщает, между прочим, что Феликс Григорьевич «служил несколько лет на землях Королевства Польского под командованием генерал-фельдмаршала И. Ф. Паскевича» (Bosiacki A. Op.cit. P. 163).
Р. А. Циунчук (Указ. соч. С. 69) пишет еще более определенно: «…в 1830 г. он поступил на службу в Малороссийский кирасирский полк… принял участие практически во всех военных кампаниях российской армии, начиная с подавления польского восстания 1831 г. и революции 1848-49 гг. в Венгрии и заканчивая русско-турецкими войнами и Крымской войной 1853-55 гг.».
7См.: http://rodovoyegnezdo.narod.ru/Kherson/Alexandria_Uezd_zeml_1896_L_YA.html.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании


Самое выгодное предложение

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть видеолекции

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Сколько судов у вас в год?

  • Ни одного 5.61%
  • До 10 21.5%
  • 10-50 39.25%
  • Больше 50 33.64%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Арбитражная практика для юристов» –
о том, как выиграть спор в арбитражном суде

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Арбитражная практика для юристов».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль